Информация:












Дородовое воспитание, или кое-что о пренатальной психологии

Существует немало различных методов подготовки женщин к родам. Насколько и какой из них предпочтителен, должна определить сама женщина перед свершением предопределенного ей жизнью акта.

Рассмотрим, так называемый, пренатальный метод.

От прочих он отличается, в частности, тем, что уже с внутриутробного периода жизни рассматривает ребенка как личность.

Характер поведения, переживания будущей матери не только влияют на его здоровье, но и формируют индивидуальность и даже – судьбу.

По мнению специалистов, в наши дни не достаточно научить женщину психопрофилактическим навыкам и технике дыхания при родах. Следовало бы воспитывать ответственно-сознательное отношение к родительству, «уплотнить», усилить контакт матери с еще не родившимся ребенком.

Для этого нужно совсем, казалось бы, немногое – дитя с момента зачатия должно быть желанным. Но увы, 85% новорожденных (страшно подумать!) – это случайные дети…

Люди с незапамятных времен задумывались о психологии взаимодействия женщины с будущим ребенком. Еще в древнем Китае практиковалась система упражнений – Тай-кийо.

Она предполагала общение матери с плодом посредством выполнения определенных упражнений, чтения вслух стихов, пения и т.д. Считалось, что все это помогает малышу мягко войти в жизнь и еще больше развивает материнский инстинкт у женщины, ожидающей ребенка.

К сожалению, современные родители зачастую отличаются социальной незрелостью, неготовностью воспитывать собственных детей.

Наукой доказано, что уже в утробе матери ребенок чувствует, слышит; уже там у него формируется обоняние, осязание и, что самое важное, появляется клеточная память.

В тридцатые годы прошлого столетия немецкий ученый Конрад Лоренц пришел к замечательному выводу: самые первые впечатления новорожденного от окружающих его людей и обстановки, являются едва ли не решающими, для его последующего развития. Он обозначил это термином «импринтинг» - запечатление.

В последующие годы многие специалисты сошлись во мнении, что действительно, получаемая мозгом еще на клеточном уровне информация, закладывает основные характеристики будущего ребенка.

Для этих целей была даже создана «эмоциональная программа» внутриутробного воспитания: поначалу мама общается с ребенком, постукивая по животу, затем сопровождает стук определенными звуками, в дальнейшем – словами, и наконец, сочетанием их с соответствующим движением.

Через пару недель ребенок начинает «откликаться» на каждое движение определенной же реакцией.

Обследования показали, что в голове зародыша «созревает» множество мозговых клеток. Планомерное и регулярное воздействие звуками на мозг плода в момент беременности позволяет сохранить его интеллектуальный потенциал.

Не значит ли это, что человек уже на стадии формирования в утробе матери способен к рефлекторной деятельности и, следовательно, поддается обучению?

Ответ – положителен: участвовавшие в программе новорожденные с первых дней появления на свет были более динамичны, общительны по сравнению с детьми «неподготовленными», у них быстрее развивались физические и психоэмоциональные рефлексы.

Знакомство зародыша с музыкой, музыкальными звуками, производит также эффективное воздействие. Ведь во время пения беременная женщина дышит «правильнее», ритмичнее, развивает четкую артикуляцию (своеобразная дыхательная гимнастика, очень, кстати, помогающая при родах).

Рожденные после такой дородовой подготовки дети, как свидетельствуют проведенные исследования, более обучаемы и общительны, а их познавательный потенциал – значительно выше.